среда, 17 апреля 2013 г.

Размышлизмы

Прошлая неделя прошла у меня очень бурно. Работа, работа, работа, как завещал и учит, куда от этого деваться. НО внешние обстоятельства вынудили меня вспомнить, что я ж еще мать (а не ехидна, как многие в семье думают). И пришлось мне совершить героический материнский подвиг и сходить на два классных собрания, да и на закуску общешкольное пришлось посетить. Если честно, то  мой отвыкший мозг до сих пор кипит от услышанного, увиденного. Плюс внутренний логик-математик тут же стал все анализировать. Грустно!!  "TheWall " Pink Floyd Forever!! Вопросов много не только к учителям, но и к министерству и чиновникам, к Думе и правительству, ну и к самому главному.
Первое, что обсуждалось, было изменение школы, в свете принятия нового "Закона об образовании". Не знаю, может быть разработчики и руководствовались "заботой о народе", но дошло до низов все в каком-то извращенном виде. Самыми спорными вопросами были вопросы денежные. О школьных учебниках и форме. Идея государства выдать учебники школьникам бесплатно (т.е. даром) превращается в фарс. Товарищи в Думе, вы так далеки от народа, что вам уже пора читать классиков марксизма-ленинизма!! В Новосибирской области, оказывается, выделяется 1180 рублей на учебники. Комплект учебников начального звена на следующий год, по предварительной оценке, стоит 4500 рублей, для старшего около 6500 (про среднее звено ничего не могу сказать, нет у меня ребенка среднего звена). Т.е. можно купить только часть, причем очень маленькую. Допустим, все откликнутся на мобилизацию призыв директора школы и принесут учебники в школу, "чтобы достичь минимум троекратного цикла использования". НО, пардон, в таком случае учителя должны отказаться от свободы выбора учебных пособий. Программа должна быть жестко построена, неизменна во времени и пространстве, учебник не должен изменяться. Нужно отказаться от рабочих тетрадей и вернуться к классическому варианту учебника. Только в этом случае, через несколько лет (я думаю лет 5-7) возможен переход к коммунизму. Ничего не напоминает??
Второе-форма. Школу я заканчивала давно (практически доисторическую эпоху), когда все носили единую форму. И что такое единая форма я прекрасно помню. Так что выдержка из закона, о том что нужна форма, чтобы убрать различия социальные, религиозные и т.д., звучит для меня тоже смешно. Первое, старшие братья (вернее сестры), помните, как мы выкручивались, чтобы создать те самые различия. Кто хотел, тот делал! Социальные: платье не из магазина, а из ателье. Из дорогой ткани! Тоже коричневой, но "благородного" оттенка и с хорошим составом. Воротнички! из дорогого кружева. Плюс сумки (помните "дипломаты"?) обувь, серьги, цепочки и т.д. Все читалось с первого взгляда. Кто не мог шить в ателье, шил сам!!! С религиозным было попроще, но некоторые демонстративно носили крестики. Это такой вызов. У некоторых был другой вызов, из серии "а баба яга против". Тут тоже можно было повыпендриваться. Юбка короче дозволенного на 10 см, форма например синяя, а не коричневая, ну еще можно повспоминать. Уверена, что будет тоже самое!! Ну нужны индивидуумам в период полового созревания и становления социализации в обществе различия в "оперении". Все равно придумают, как избежать все препоны. БИОЛОГИЯ!!! (школьный курс)  Училась я, кстати, в двух различных по духу школах. В обычной "советской" и в ФМШа при НГУ. Когда я туда попала, у меня взрыв мозга был. Дух свободы был во всем. Интернат, родители далеко, учителя-не "учителя" совсем, а преподы из НГУ и научных институтов, формы не было. Мы все были разными, уникальными в своем роде. И отношение к нам со стороны взрослых было соответствующее. Так вот о форме. Ходить можно было В ЧЕМ УГОДНО!! Даже в трениках, растянутых майках и домашних тапочках на босу ногу. Внешний вид ну никак не отражал умственные способности:)) И любимые джинсы можно было с каблуками 15 см:)) Боевая раскраска никого "сексуально" во время уроков не отвлекала. Да все потому что учиться хотелось, жажда знаний огромная была:)) И учебников у нас почти не было, нам учителя лекции читали (свои, и какие замечательные)!!
Бомжами никто не стал, а наоборот огромное количество выпускников достигли отличных высот в жизни. Дух свободы,  прививка жажды знаний, профессионалы, помогающие в становлении личности. Может это в первую очередь надо нашей школе!?! А не странное стремление все усреднить и упростить! Не знаю как вам,  а мне слышится известный Битловский мотивчик. Слушайте:)

12 комментариев:

  1. У нас в крае учебники выдаются бесплатно всем учащимся. Я, как родитель, не потратила ни копейки на их покупку. Рабочие тетради, да, покупаем, но по нескольким предметам (физика, английский, биология, география, химия). Сумма получается не заоблачная. Про форму не хочу обсуждать. Я работаю в Лицее, у нас введена форма. Никто не страдает, все живы. Конечно, можно долго сравнивать нас и нынешнюю молодежь, но смысла в этом нет. Они просто другие. И жизнь у них другая))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галя, Ваши молодцы!!! А у нас видимо денюжка идет в другое место. Про форму не согласна, надо обсуждать. Первое, если школа выбрала себе единую форму, то чаще всего имеется ввиду форма парадная, как знак единения или выделения себя, как нечто уникальное, выдающиеся.Когда подразумевается чувство гордости за то что я принадлежу этому коллективу. Когда мы говорим об единой форме для всех в стране, то с моей точки зрения, это знак усреднения!А ведь это другое дело. И еще наши дети не другие, они на самом деле очень похожи на нас. И очень мне кажется, что и жизнь у нас похожая, просто некоторые реалии по другому называются.

      Удалить
  2. Лен, форма-это отдельная песня! Меня поражает то, что принимают такие законы люди, которые сами носили эту форму и люто ее ненавидели! Так что ж должно было случиться с человеком, чтобы он вырос и начал навязывать всем то, что самому, еще совсем недавно, было противно?! Это как в армии, спросили у полковника, мол почему он издевается над солдатами, а он в ответ:" Мы терпели и они пусть всё это хлебают и терпят!"
    Такая порочная философия меня просто-таки убивает! Ну не любил ты чего-то, страдал, так сделай так, чтобы другие, те, кто придёт после тебя жили лучше, исправь то, что когда-то мешало тебе! Нет же ж, действуем по принципу: бог терпел и нам велел!
    Я помню форму, зимой мерзнешь в платье, рейтузы не спасали, весной пот градом, и попробуй отрежь рукава-выгонят из школы! Дети из обеспеченных семей носили модельную обувь и писали импортными ручками, вместо ранцев носили кожаные стильные сумки, уродливую коричневую форму украшал кто, как мог, и как ни старались учителя, а уровниловки всё ж не получалось! Дошло до того, что класс А был сформирован из детей богатых родителей, работников МИДа, врачей, юристов и т.д. А класс Б - дети маляров, строителей, уборщиц... и почему-то музработников... Классовое неравенство только подчеркнули и усилили, а хотели ведь, как лучше, видимо... Конечно, сделать всех одинаковыми и послушными выгодно и удобно, управлять такими безликими легче...
    Вот и уродуют, в силу своих способностей, как в одном из моих любимых фильмов " Такси-Блюз": " Потолки 2,20 и людишек таких вывели!" И продолжают выводить, воспитывать и калечить...
    Асмолов говорил, что индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивается.
    Для нас это очень актуально, её в нас душат, и некоторые сопротивляются, но, к моему сожалению, многие только рады, потому что сами не хотят ничего делать, рабом-то привычнее, хозяин всё за тебя решит, зачем свои извилины напрягать?!
    Я счастлива, что в школе, где училась моя дочь, формы не было! Ходить можно было в чем и как угодно! И вот что удивительно, не было никакого выпендрёжа, ходили в том, что удобно и практично, более того, я только к 11 классу обучения своей дочери, поняла из каких богатых и даже известных семей там были дети! Ни по детем, ни по родителям на собраниях этого было не видно! Без формы и дневников, без муштры и обязаловки, весь класс отлично сдал экзамены, все поступили в вузы, никто не спился и не скурился! А рядом с домом у нас школа, там форма обязательна, и что же я наблюдаю, дети на переменах курят, пьют пиво и тд. Так может дело не в одежде?! Много могу еще сказать, но не буду. Ведь и так понятно, что что рыба гнеет с головы, а хвост бьётся в подобострастной эйфории... Кто и зачем всё это делает, могу предположить, а вот почему народ безмолствует?! Или все забыли как маршеровать строем и писать одинаковые сочинения? Опять вспомнилась фраза из старого фильма:" Счастье-это когда тебя понимают...", к этой фразе хочется еще добавить: и не мешают быть индивидуальностью...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Олеся, у нас тоже расслоение делали искусственное. А-торговля и врачи, Б-моряки, ну а В что оставалось:)Это у меня на Сахалине. В Новосибирске у мужа, дети научных работников в В учились. Потому что А-партийная элита, Б-торговля. Эх! Наше прошлое никак не желает выходить из нас, рабство передается генетически! И страх что-то сказать в крови. А это намного проще бояться, чем говорить вслух и принимать решения.

      Удалить
  3. О, это вы только про школу написали, а что там в "вышке" - вообще песня! Я преподаватель в университете, нас тоже собирали по поводу нововведений. Шок - это слабо сказано! Сидит кучка "умных" в Федагенстве и придумывает, на сайте предлагали "свободный форум" - т.е. давайте свои идеи в закон, НО то что предлагал наш вуз даже не стали рассматривать, как и у многих других. Там огромное количество статей, которые еще будут сто раз переделывать-дополнять-уточнять. Грустно и страшно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, у меня одна вышка закончилась, а две другие еще в школе:) Но если честно, то мысли о вышке для детей где-то за бугром мне чаще и чаще приходят в голову.

      Удалить
    2. Ой, а я пока хочу, чтобы начал тут (основное, базовое), а потом уже можно и туда. Все же хочется его не потерять. Если сразу туда, то все ... Обратной дороги нет.
      Я сама училась в США, Канаде, Австрии, Сеуле (по году, полгода в начале 90-х гг). Я вернулась единственная из моих "одногрупников", и то, только потому, что родители были дороги и были молодые, работоспособные и с активной "жизненной позицией" (это в 1991-96 гг было). Если бы жила одна и не была так психологически зависима от них (и любила их очень), то не вернулась бы. Затягивает. А сегодня вообще... При отсутствии "жизненных стержней":) у молодежи и глобализации жизни есть большая вероятность, что не вернутся. Для меня это страшная перспектива. Правда-правда. Значит надо ехать с ним, а я не хочу. Я люблю свой российский мир. Я слишком хорошо знаю, как я могу скучать о доме. Я уже это проходила... Не хочу. Так что хочу базу тут дать, а потом пусть совершенствуется и решает как жить сам.

      Удалить
  4. Лен, я всегда плачу за все учебники. Потому что школе выделяют какие-то учебники, а учитель все равно выбирает программу сам, так что они чаще всего не совпадают. Особенно по языкам. В младшей школе нам всем выдали бесплатно Верещагину, а мы ее ни разу не открыли. Занимались по Let's sail, Round Up, Messages, Grammar Way, Planetino. Кто их школе оплатит?
    А они все по 400-600 р. Так что платим, платим и будем платить. Что-то в этом году выдали из библиотеки (математика, литература). Остальное все по "авторским методикам"))), так что покупали отдельно.
    А форма... Я за форму. У нас обязательна английская форма (из Marx&Spencer). Я не морочу себе голову - брюки, жилет (navy), рубашка их же голубая, галстук в цвета школы - голубой-синий-белый. У девочек - сарафаны, брюки, плиссированные юбки этой же марки. Они очень качественные в носке, стоят разумно - весь комплект мне в 2.5 тыс на год обходится. У всех все одинаковое, и все довольны. Поверь, за 5 лет у них ни одной проблемы в классе. А старшеклассники (с 7 класса) ходят просто "темный низ-белый верх". Но мальчики обязательно в костюмах с галстуками. И, знаешь, это им очень идет. Учитывая, что это языковая гимназия с политологическим уклоном (плюс международный бакалавриат и сертификация ЮНЕСКО), то я считаю, что так и должно быть. Школа для них - это "работа", то есть оффис, своего рода))) Привыкают. Это лучше, чем кто-то в джинсах Армани, а кто-то в китайских Футурино. Меньше проблем.У нас, кстати, до 5 класса телефоны были запрещены (чтобы не маялись дурью в школе). С 5 класса можно, но не приветствуется. Я не даю. Зачем? У классного руководителя есть телефон, в корридоре стоит телефон. Если нужно позвонить, то нет проблем. А играть в школе или хвастаться моделями не нужно. Я вообще за то, чтобы на учебе учились. Сама работаю с бакалаврами... Сидят все носом уткнувшись в айфоны. Только смсят... И так и на лекциях, и на семинарах. От силы треть группы смотрит на тебя. В основном мальчишки. Девченки все сидят уткнувшись в телефоны. А когда работаю со взрослыми (магистры-специалисты по 30-40 лет) такого нет. Другое поколение. Другие интересы. Они приходят учиться (сами платят), а бакалавры - отсидеть. Мама-папа оплатили и им все равно... Отсидеть и в Старбакс:)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Саша, тут такое дело. У нас речь шла об общероссийской форме. Единой причем! обязательной программой объявили три!комплекта. Парадная, повседневная и спортивная. Единая!! Вот это то и пугает! На собрание уже прибегали представители каких-то китайских товарищей. И самое поразительное, что такой вариант мне кажется самым вероятным. Придумают убожество, отошьют еще большее убожество и заставят же всех "Это Г" носить. Армейскую форму уже шили. Это раз!! И все-таки я за свободу, без условностей (в виде формы). Но это мой бзык:))два. Про учебники-согласна, плач Ярославны:) не возможно купить нормальные современные пособия за 1180! Даже самые дешевые стоят дороже. Я учебники по языку каждый человеческий около 700 комплект, а у вас, я смотрю по названиям, еще комплект грамматики добавляют. Это дорого, но учебники НОРМАЛЬНЫЕ, методически выдержаны, не то что убогие детища Верещагиной, Кузовлева и т.д. или новый волшебный учебник "Spotlight"

      Удалить
    2. Общероссийскую не сделают, не верю))) Нет экономических возможностей у страны. Просто нет производственных мощностей, а китайцы не панацея))) Не, не верю. Они сделают общую установку, типа "белый верх - темный низ" и дадут на откуп регионам. А там уж как получится, в зависимости от харизматичности местного "лидера"))) У нас директрисса - монстр))), если она сказала M&S, значит так и будет))) У нас даже нет третьего урока физкультуры, так как она считает это бредом - провела его формально в плане как "спортивные танцы"-"пусть подавятся своей физкультурой"))) и на самом деле учит детей хореографии(танцы, ритмика). В обязательном порядке у нас сдача зачета по 5 танцам - два вальса, латино-, ча-ча-ча и что-то там еще... Так что она просто ... на все рекомендации. А по докуметам - физкультура))) А во многих школах русский проводят в это время - диктанты пишут по физкультурным текстам))) Каждый обходит по своему). Но я все же за форму. Пусть не единую на всю страну, но форму. Москва очень сложный город по распределению доходов родителей. Лучше пусть хотя бы в начальной школе не было проблем с селективностью. У нас даже спортивную форму одиаковую на весь класс закупают в M&S. Единая, обычная... А то начинается - марки, фирмы, тьфу... Мальчиков это мало касается, а девочки (сужу по подружкам по дворе) очень этим озабочены уже в мальковом возрасте.

      Удалить
    3. А у нас в регионе выборы губернатора в этом году. Точно будут прогибаться.

      Удалить
  5. Лен, ну у вас страсти, так страсти:))) Мы учимся в англ.спец.школе, учебники дают бесплатно, но англ. и с этого года и немец. закупаем всем классом на приличную сумму. Что касается формы, это тоже больная тема, у нас вроде как форма темно-синяя жилетка плюс темный низ-светлый верх. Из блузочек покупаю какие-нибудь белые трикотажные с небольшим ненавязчивым рисунком, но в этом году новая клас.ручка периодически говорит о том, что это блузка не форма, нужно обязательно сорочку, в следующий раз на урок не пущу или сниму,ходи без блузки, хотя от директора указаний нет. Я тоже считаю, что дело не в форме, как учиться,но не замарачиваюсь пока на этот счет, в сентябре посмотрим:)))

    ОтветитьУдалить