понедельник, 8 апреля 2013 г.

To learn or not to learn

Если кто еще не знает, я, по профессии, лингвист-переводчик, по ощущениям-учитель, а в реальной жизни директор и, по совместительству, владелец маленькой языковой школы. Сейчас пишу статьи для сайты школы, но так как в последние время часто встречала в блоггерском пространстве вопросы, связанные с обучением английскому языку, то решила и здесь опубликовать. Вдруг кому-то мои советы пригодятся:) и вы не сделаете классических ошибок новичка, которые надолго отбивают охоту учиться и полностью убивают веру в свои способности. 
Итак, начнем. Первое, что хочу сказать, нет  неспособных!!!! Это миф, не знаю кем придуманный!! Может советским КГБ, чтоб никто и не пытался с иностранцами общаться. Если вы выучили один язык, я имею ввиду русский,  то что может помешать вам выучить второй, третий и т.д. Просто может быть выбрали не тот метод обучения или неправильно поставили цели и задачи, или отсутствует  мотивация, или просто "препод" был не ваш. Все эти факторы сыграли злую шутку, и теперь вы боитесь начать. Не бойтесь!! Просто хорошо подумайте заранее и ответьте на все вопросы.
Вопрос первый о мотивации. Зачем вам это надо? Ответы "надо" и "всегда хотел(а)" не подойдут. Это настолько непонятно, что уже через неделю (месяц) вам надоест учиться. Как показывает опыт, мотивация бывает "для личных нужд" и "для карьеры". Если вы собираетесь путешествовать, то уровня Pre-Intermediate вполне хватит. Если вы планируете работать в международной компании, то вам скорее требуется Intermediate или Upper. 
Вопрос второй о форме обучения.  Обучаться можно в группе, а можно face-to-face. Группа может быть большой или маленькой. Во всех формах есть и плюсы и минусы. С одной стороны, стоимость обучения в большой группе наименьшая, и вы учитесь в большой шумной веселой компании, но количество минут, потраченное преподом на ВАС  обратно пропорционально количеству человек в группе. Считаем: 45 минут :10 человек= 4,5 мин. Это ваше личное время :( Плюс мотивация участников может очень отличаться от вашей.  Индивидуальное обучение подстроено под ваши задачи и вашу занятость. Преподаватель может быстро выявить все проблемы и решить их, поэтому скорость обучения увеличивается, и вы потратите, в среднем, на 20% меньше времени на обучение. Но сравнить себя не с кем, а часто так хочется быть лучшим, и за товарищем тоже не спрячешься. Да и стоит удовольствие в несколько раз дороже. Так что выбор за вами, я всегда советую мини-группы (4 человека) или парные занятия, по-моему, это лучшее сочетание цена-качество.
Вопрос третий о частотности и длительности. Сколько времени вы готовы потратить на обучение? Как часто будете брать уроки?  Частотность должна быть!!! Неважно какая, она должна быть!! Когда вы идете в зал, вы не возмущаетесь, что тренер советует тренироваться дважды или трижды в неделю, чтобы закрепить результаты. Поэтому если вы решились, занимайтесь постоянно! Длительность занятия, тоже зависит от вас. Кто-то устает уже через 45 минут, а кому-то нужно время для раскачки, но через полтора-два часа эффективность урока практически стремится к нулю, особенно после восьмичасового рабочего дня. Так что, одно пятичасовое занятие в месяц не самый лучший результат:)
Вопрос о преподавателе. Если вы решаетесь на такой шаг, как обучение, помните, процесс этот не быстрый! Как минимум, вам придется потратить на него несколько месяцев! Поэтому психологический комфорт просто необходим! Вам должно быть приятно учиться в компании людей, и преподаватель должен быть с вами «на одной волне». Лучше сразу сменить преподавателя и группу, чем мучиться. Второе, русскоязычный преподаватель или «носитель»? Зависит  от цели занятий.  Если вы совершенствуйте навыки, хотите снять психологический языковой барьер, то польза безусловная. Если вы только начинаете учиться, и вам надо понять разницу в строе языков, то нужен человек, который владеет двумя зыками, может проанализировать разницу и объяснить это вам. Русскоязычные преподаватели справляются с этими задачами намного быстрее и лучше.
И последнее, что хотела сказать. Мы все мечтаем о чуде, хотим один раз проснуться утром и заговорить на всех языках мира. Ну, или найти какой-то волшебный курс (например, «Английский за 16 часов») или какую-нибудь таблетку ждем. Но чудеса бывают только в сказке. Ребенку требуется около 2,5-3 лет, чтобы заговорить, поэтому чтобы ВЫУЧИТЬ второй язык вам потребуется не меньше времени! Но ЗАГОВОРИТЬ вы должны сразу, после первого занятия. И пусть это будет только одна-две фразы, но ведь и это результат! ВАШ результат.
Девочки, очень буду рада, если кому-то мои советы помогут в выборе, если есть вопросы, пишите,  с удовольствием отвечу.

25 комментариев:

  1. Всё правильно. Я - учитель английского. И дома хороший опыт был - зпнималась с мужем. Нам нужно было поднять его уровень за месяц. До этого был Beginner но не совсем низкий) Я сразу сказала - занимаемся 5 часов в день. Иначе толку не будет. Оказалось именно так. Каждый день - час работы с учителем, потом час - выполнение грамматики, проверка, а дальше - и аудирование, и пение песен, зубрежка... Меньше 4 часов он не занимался, точно. Результат был очень впечатляющий. А теперь зададим вопрос - все ученики готовы так много заниматься? Если да - нет проблем! Они и без курсов справятся))) Но они пришли за легкой учебой. Это самообман. Или они потратят 2 года на то, что мой муж освоил за месяц...
    Сама бы я занималась в мини группе - 4 человека. Но дома я бы еще несколько часов всё повторяла...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вика, у меня сразу вопрос. Как муж сейчас к английскому относится? У меня немного другое отношение к обучению. Я не понимаю, почему обучение должно быть адским трудом. С моей точки зрения все в жизни должно делаться с УДОВОЛЬСТВИЕМ. И работа, и семейные отношения, и хобби, и обучение. Иначе получается надрыв, приводящий к взаимной ненависти. И что значит легкая учеба? Основная часть моих учеников-взрослые успешные люди, которые решили получить еще один необходимый навык. Чаще всего они учатся после 8(а иногда и 10) часового дня, урывками между командировками или в свой единственный выходной. У них иногда нет 5-4 часов в день, но результаты, которые они получают тоже очень-очень. Да не за месяц, но за год два- три уровня-это норма.

      Удалить
  2. Да, у меня возник только один вопрос - и почему в нашем городе нет такой классной языковой школы с таким великолепным директором, которой все так чётко расставил по полочкам!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Леночка, а я бы только с удовольствием поучила, потому что умных и жизнерадосных учить сплошное удовольствие:))

      Удалить
  3. Леночка!!!! Так рада тебя видеть и слышать! Соскучилась уже! Ты умничка такая!!!! С удовольствием бы и сама у тебя училась и деток отдала!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Викулечка, я тоже рада:)) у меня тут ступор какой-то да и времени крайне мало, но я потихоньку выползаю:))

      Удалить
    2. Ты как весна прям! ;))) Выползай уже скорей!

      Удалить
    3. Ага я б с Витульчиком на пару...Группа 2 чел - мечта.....

      Удалить
  4. Клево!Очень интересно!
    Очень хочу выучить язык, но теперь на него нужно тратить немного больше усилий нежели если бы мне дали его выучить в школе. Мне он изначально очень нравился и может была бы к нему способность, если б мои придурошные, мягко говоря, учителя не заставляли меня каждый урок рисовать плакаты, тк я училась в художке(
    Но есть один большооой плюс, учим его со старшим сейчас вместе, точнее я английский не знаю хорошо, но тк сама обучаю на дому ребенка, то постигаем общими стараниями его вместе)Да и младший подрастает, закреплю изученное. Заметила одну вещь - не хватает словарного запаса, приходится периодически заглядывать в словарь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алеся, учить язык для школы-сдачи экзамена и для общения разные вещи. Из последнего вариант ЕГЭ убрали говорение, по-моему это знак, что опять никому не надо, чтоб люди говорили-общались на языке. Поэтому надо понять для чего язык нужен, если для экзамена, то грамматику и самим выучить можно, если для общения, то я бы посоветовала найти человека( учителя, "носителя" по скайпу или еще кого-нибудь), кто будет разговаривать с вами.

      Удалить
  5. Лена, добрый вечер! Вот зашла еще раз в гости, а тут оказывается директор школы живет! ))) Я сразу как-то напряглась! ))) Как обращаться, на "ты" или только "вы"? Ой!
    А тема изучения языка меня тоже волнует. Помню, когда я училась в школе, папа мне уже с 4-го класса говорил:" Учи английский, пригодиться". Я учила на 4, но было не интересно на уроке. Каждый урок одно и тоже - перессказ нового текста, который учили дома.
    А вот мой товарищ, который учился в другой школе, рассказывал о его уроках англ-го языка, что они даже песни пели известных англоязычных групп, знали перевод слов. Я его слушала, открыв рот, и понимала, как ему повезло с учителем!
    По прошествии лет я для себя поняла и решила, что не может удержать моя память школьных и институтских знаний языка, много что позабыто, хотя еще не все потеряно. Не было практики, а учить на будущее...
    А теперь пришло то будущее, поездки на отдых за рубеж. Вспоминаются папины слова... А если серьезно, то задумываюсь о курсах. И ни дня без практики, а то снова та же история!
    Моя мечта - знать все слова на английской всех тех предметов, которые окружают меня дома! Может это смешная мечта, но мне почему-то кажется, что на курсы нужно идти, чтобы за плечами был словарный запас. Буду думать о мини группе: я, муж и еще парочка - гусь да гагарочка! )))
    Хочу на кухне повесить список всех предметои и их перевод, и в других комнатах.
    А если совсем серьезно и глубоко, то знание языков - это культура!
    Леночка, спасибо тебе за пост, если у меня будут вопросы я задам.
    И приятно было познакомиться! Буду рада видеть у себя в гостях! )))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сама говорю о культуре, а сама с ошибками написала. Извиняюсь: "пригодится", "на английском", "предметов". )))

      Удалить
    2. Таня, ну конечно на "ты":)) Любой навык надо тренировать (а умение говорить на языке, это почти "катание на велосипеде"), поэтому все забылось. Опыт показывает, что через некоторое время все начинает восстанавливаться, где-то в глубине памяти все спит:)) Так что стоит только начать:) Желание выучить побольше слов до обучения скорее всего из-за внутренней установки "перфекциониста" (такого синдрома отличника), когда просто невозможно представить себе, что я не лучший(ая). Он очень мешает многим взрослым начинать учить язык, особенно в большой смешанной группе, где люди разного возраста. У себя в школе мы давно решили подбирать группы не только по уровню, но и по возрасту и если получается по интересам. Так что можно поставить некоторое условие перед администраторами. Про обучение с мужем у меня есть мнение свое, эффективное обучение получается только тогда, когда в паре есть "здоровая конкуренция", когда оба стараются быть первыми, к сожалению это получается не всегда.

      Удалить
    3. И еще забыла, я уже давно в гости захожу только тихонько любуюсь:))

      Удалить
  6. Лена, какая у тебя серьезная и сложная (в моем понимании работа). А знать языки-это дар!Желаю успехов во всем!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, да не очень она сложная, только очень нервная. Это я про "администрирование", а преподавание- это легко!

      Удалить
  7. Лен, тебя бы с колотушкой ко мне на годик! Давно мечтаю выучить английский язык, в школе проходили немецкий, прошли мимо, в институте нам не досталось преподавателя, и языка не было никакого, окромя матерного... Так и помру неучем! Везде дочку прошу, книги мне переводит, статьи и журналы, пишет комментарии за меня. Достала я уже ребенка! Она мне говорит:" Мама! Иди учить язык! Есть группы для не очень молодых..." Эх, спасибо, что не добавила- и безграмотных! И могу ведь выучить, наверное, только страшно начинать...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Олеся, матерный он еще тот, везде пригодится:)) его все знают и понимают:))Шучу. Поддерживаю твою дочку, учить можно всегда. Моя самая "не молодая" ученица была далеко за 60, жизнь ее заставила учить(дочка вышла замуж за англичанина и пришлось общаться). И нормально, выучила:) А то что страшно, тоже понятно. У меня свое отношение к учебе(причем любой). Если человек решается на какие-либо изменения и внутренние улучшение,а приобретение еще одного навыка таким является, то все в жизни начинает меняться. Вытягиваешься из болота повседневности, появляется новый круг общения, появляются новые мечты и горизонты, которые хочется достигнуть. А все это значит только одно- "НЕТ старости!!"

      Удалить
  8. Лена,спасибо. Я вот очень боюсь разговаривать,понимаю более менее. И это издержки школьного изучения языка. Все еще надеюсь,что когда ребенок начнет активно ходить в сад,у меня будет больше времени на изучение языка))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, тут надо просто пересилить себя и начать разговаривать. Пусть с ошибками, но говорить:) так барьер и преодолеется:))

      Удалить
    2. Лена,я это понимаю.И когда надо иду и разговариваю.Но все равно трудно себя пересилить пока.

      Удалить
    3. Пройдет, точно знаю:) Просто нужно время:)

      Удалить
  9. Лена, спасибо за советы. Меня эта тема уж очень близко касается последние 3 года. Я пошла учить английский в институт на второе высшее и теперь горько об этом жалею. Я изучила много предметов, а точнее немного затронула их: сравнительную типологию, языкознание, латинский, историю языка, психологию, педагогику и много чего еще. Но вот английского совсем мало на заочном образовании второго высшего. И очень жаль, что мне об этом никто не сказал. Курсы для знания языка всегда лучше. Вот закончу институт и пойду на курсы, тогда буду наслаждаться языком. А пока я только мучаюсь, но бросить жалко - остался диплом только.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Саша, у меня английский язык-второе высшие. К моему великому сожалению геология рказалась очень не нужной в начале 90. Язык пошла учить осознанно, потому что с детства его любила. Но когда встал выбор между вариантами обучения, то долго металась. Сначала хотела пойти на 2высшее в любимый ВУЗ (НГУ), но когда прочитала программу, поспрашивала о количестве часов на все, да и услышав фразу"во втором высшем главное самостоятельное обучение",отказалась от этой затеи, поэтому пошла на очное(правда в платный ВУЗ)и четыре года с девочками 18-летними отпахала. Языка у нас было больше чем в педе на инязе, но мне и кажется не достаточно для получения уровня должного. Поэтому я еще много после Вуза училась на разных курсах для преподов. Так что сочуствую, вуз у тебя-только начало:))

      Удалить